Образовательные стандарты и требования
С 1 сентября 2011 года в первых классах всех школ России введен новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования науки России от 6 октября 2009 года №373.
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО):
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Этапы введения новых образовательных стандартов в начальной школе:
- с 1 сентября 2011 года — в 1-х классах (введены во всех школах России)
- с 1 сентября 2012 года — во 2-х классах
- с 1 сентября 2013 года — в 3-х классах
- с 1 сентября 2014 года — в 4-х классах
Этапы введения новых образовательных стандартов в основной школе:
- с 1 сентября 2015 года — в 5-х классах
- с 1 сентября 2016 года - в 6-х классах
- с 1 сентября 2017 года – в 7 классе
- с 1 сентября 2018 года - в 8 классах
- с 1 сентября 2019 года – в 9 классах
- с 1 сентября 2020 года – в 10 классах
- с 1
сентября 2021 года – в 11 классах
Собственных образовательных стандартов нет.
ИНФОРМАЦИЯ О ПРИМЕНЯЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
Переход детского сада на работу по ФОП ДО - новая федеральная образовательная программа дошкольного образования
Уважаемые родители, информируем вас о том, что с 01 сентября 2023 года все детские сады переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Минпросвещения приказом от 25.11.2022г. № 1028 утвердило новую ФОП ДО. ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. ФОП ДО заменит примерную ООП ДО. ФОП должны соответствовать все программы во всех детских садах с 01 сентября 2023 года.
Утвержденная программа - Приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 (Федеральная образовательная программа дошкольного образования)
Что такое ФОП | ФОП ДО – федеральная образовательная программа дошкольного образования |
Какова цель внедрения ФОП | - организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами; - создать единое ядро содержания дошкольного образования; - создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания |
Что входит в ФОП | Учебно-методическая документация: - федеральная рабочая программа воспитания; - федеральный календарный план воспитательной работы; |
Что будет обязательным для всех детских садов | - единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы; - ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы |
Как будут применять ФОП | ФОП станет основой для разработки образовательной программы детского сада. Детские сады сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП |
Когда детские сады перейдут на ФОП | Переход на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 года |
ФОП ДО определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и планируемые результаты ее освоения.
ФОП ДО включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят:
- федеральная рабочая программа воспитания;
- примерный режим и распорядок дня дошкольных групп;
- федеральный календарный план воспитательной работы;
- иные компоненты.
Программ включает три раздела:
- целевой;
- содержательный;
- организационный.
Целевой раздел содержит: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов.
Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС); материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Класс | Федеральный государственный образовательный стандарт | Документ |
1-4 класс | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) | приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 |
5 класс | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО - 2021) | |
6-9 класс | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) | приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 |
10-11 класс | Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) Приказ Минпросвещения РФ от 12.08.2022_732 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. | приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 |
| Федеральный государственный стандарт стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 |
"Введение ФООП" с 01.09.2023 г.
Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП Федерального уровня
С 1 сентября 2023 года школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ)
это единые программы обучения. Они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования. Школы обязаны перейти на них с 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ).
ФООП начального общего, основного общего и среднего общего образования одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).